«МРОТ – ЗАКОН! Для ВСЕХ!»

14 августа в Рязанской областной библиотеке им. Горького состоялась Межрегиональная научно — практическая конференция по теме «МРОТ – ЗАКОН! Для ВСЕХ!», посвященная проблемам демпинга и недобросовестной конкуренции при проведении конкурсных процедур по закупке охранных услуг для нужд организаций, финансируемых за счет государственного или муниципального бюджета.

Перед началом пленарного заседания делегаты конференции приняли участие в торжественном возложении венков к Мемориалу «Воинам-рязанцам, погибшим в локальных войнах» на площади Маргелова.

DSC_3947

Организаторами мероприятия стали: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, Общественная палата Рязанской области, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Научно-исследовательский центр «Безопасность» и Межрегиональная ассоциация ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА».

В работе конференции, модератором которой выступил член Общественной палаты Российской Федерации, Президент ФКЦ РОС Александр Козлов, приняли участие: начальник отдела по работе с политическими партиями и национальными объединениями министерства по делам территорий и информационной политике Рязанской области Владимир Сурков, заместитель начальника отдела Росгвардии по Рязанской области, начальник ЦЛРР по Рязанской области Александр Шевелев, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области Екатерина Стромакова, начальник отдела дополнительных мер по профилактике правонарушений аппарата администрации г. Рязани Дмитрий Оспенников, директор Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» Юлия Косыч, директор Научно-исследовательского центра «Безопасность» Олег Климочкин, Президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА» Николай Дружинин, представители частных охранных организаций Региональных объединений работодателей в сфере охраны и безопасности из 18 регионов Российской Федерации.

DSC_3975

С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель начальника отдела Росгвардии по Рязанской области, начальник ЦЛРР по Рязанской области Александр Шевелев.

DSC_3983

В своем докладе Александр Васильевич привел статистику работы подразделений ЛРР Рязанской области по недопущению нарушений требований законодательства в области частной охранной деятельности.

По словам начальника ЦЛРР, в течение текущего года неоднократно отмечались факты ненадлежащего оказания охранных услуг недобросовестными охранными структурами. Сбивая цену на торгах, такие охранные организации начинают экономить на охранниках, выставляя на охраняемые объекты сотрудников, не имеющих статуса частного охранника. За семь месяцев к административной ответственности по статье 20.16 КоАП РФ было привлечено 232 физических лица, 76 должностных лиц и 3 юридических лица.

Завершая выступление, Александр Васильевич вручил Президенту МАВКМ «ОПЕРА» Николаю Дружинину, недавно отметившему 70-летний юбилей, поздравительный адрес за подписью Первого заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии России, генерал-полковника Сергея Меликова.

DSC_3990

Приветствуя участников конференции, начальник отдела министерства по делам территорий и информационной политике Рязанской области Владимир Сурков особо отметил, что «без помощи частных охранных предприятий и общественных организации правоохранительной направленности самостоятельно полиции, Росгвардии, другим правоохранительным органам не справиться».

DSC_4006

Основной доклад по теме конференции представил Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов.

Александр Михайлович акцентировал внимание присутствующих на проблеме формирования начальной максимальной цены контракта.

«Огромной проблемой является и то, что у государства отсутствует единая методика расчета стоимости охранных услуг. Довольно часто начальная (максимальная) цена контракта не позволяет охранной организации выплатить охраннику заработную плату даже в размере регионального МРОТ», — подчеркнул он.

DSC_4069

Президент ФКЦ РОС ознакомил участников конференции с «Рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по итогам заседания рабочей группы по вопросам ценообразования на охранные услуги на тему: «О проблемах ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов».

Результативная часть указанного документа заключается в том, что, учитывая социальную важность и актуальность общественных отношений в сфере обеспечения охраны и безопасности объектов, финансируемых за счет государственного и муниципальных бюджетов, Общественная палата считает необходимым рекомендовать:

  • Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изменений, предусматривающих тарификацию услуг частных охранных организаций по охране объектов, безопасность которых финансируется за счет средств государственного и муниципальных бюджетов.
  • Счётной палате Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть возможность анализа эффективности распоряжения средствами бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении государственных и муниципальных закупок к сфере охранных услуг и разработки по его итогам предложений и рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства в части обеспечения оплаты труда работникам в размере не менее МРОТ, уплаты установленных законом налогов и сборов.

Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Рассмотреть возможность:

  1. Внесения изменений в соответствующие ведомственные акты в части установления методики определения НМЦК и мер по дополнительному обоснованию участником торгов предложенной им цены.
  2. Утверждения методики расчета минимальной стоимости охранных услуг.

Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации
Рассмотреть возможность:

  1. Формирования совместно с Федеральной налоговой службой и Федеральной службой по труду и занятости постоянно действующей рабочей группы при Координационном совете по вопросам частной охранной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с целью оперативного реагирования на информацию о нарушениях налогового, трудового и охранного законодательства заказчиками охранных услуг и (или) частными охранными организациями.
  2. Содействия развитию общественно-государственного партнерства в сфере охраны и безопасности. Актуализации разработки и принятия отраслевых соглашений с отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными союзами в сфере охраны и безопасности, с принятием в дальнейшем норм, обязательных к исполнению всеми участниками рынка охранных услуг, направленных на повышение качества их предоставления.
    Разработки совместно с отраслевыми объединениями работодателей, другими заинтересованными общественными объединениями охранного сообщества и направления в заинтересованные министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендаций по вопросам проведения мониторинга и дальнейшего реагирования на возможные нарушения законодательства при проведении конкурсных процедур и заключении договоров на охрану объектов, безопасность которых обеспечивается за счет средств федерального и муниципального бюджетов, с использованием методики расчета минимальной стоимости охранных услуг».

В завершении своего доклада Александр Михайлович подчеркнул, что у частных охранных предприятий рано или поздно останется одна дорога — становиться нормальными налогоплательщиками, прозрачными предприятиями и, участвуя в торгах на охрану объектов государственного и муниципального бюджета, исправлять ситуацию таким образом, чтобы победителем таких торгов выходил не тот, кто предложит минимальную цену, а тот, кто предложит лучшее качество услуг.

Продолжая выступление Александра Михайловича, Президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА» Николай Дружинин заметил, что проверки, проведенные в 2017-2018 гг. Прокуратурой РФ и Росгвардией, выявили множественные нарушения, как со стороны потребителей, так и со стороны поставщиков охранных услуг. Ненадлежащее исполнение обязательств по охране объектов, финансируемых за счет государственного и муниципального бюджета, в ряде случаев привело к резонансным преступлениям, многочисленным жертвам и другим чрезвычайным происшествиям.

Если ситуацию с ценообразованием в частной охранной отрасли не изменить, то, по мнению Николая Кондратьевича, скоро за цены, которые существуют сейчас, предприятия, финансируемые из государственного бюджета, будут охранять исключительно заведомо неспособные противостоять правонарушителям люди. И, не исключено, что заказчик может неоднократно попадать в ловушку к недобросовестным охранным предприятиям, что неизменно приведет к полному разочарованию в этой сфере услуг и поставит под сомнение репутацию всего рынка. «При этом необходимо понимать, что здесь важны не эмоции, а серьезная организаторская плановая работа. Все зависит от принципиальности, последовательности, целенаправленности и инициативы охранных организаций, их способности консолидировать усилия в борьбе с существующим положением дел», — подчеркнул он.

Основной темой доклада прокурора отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области Екатерины Стромаковой стали вопросы соблюдения трудовых прав работников частных охранных организаций и практика прокурорского надзора в указанной сфере.

Доводя до собравшихся результаты проверки соблюдения трудового законодательства в частных охранных организациях, проведенной прокуратурой Рязанской области совместно с Государственной инспекцией труда, Екатерина Александровна отметила, что выявленные нарушения трудового законодательства носят массовый характер и допускаются практически всеми работодателями данной категории. По результатам проверки в адрес руководителей ЧОО вынесено более 40 представлений. Более 20 лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. В суды области направлены исковые заявления о взыскании в пользу работников задолженности по заработной плате.

По словам Екатерины Александровны, основными нарушениями в области соблюдения трудовых прав охранников являются: уклонение от заключения трудовых договоров, несвоевременная выплата заработной платы, либо выплата таковой реже чем два раза в месяц, выплата заработной платы ниже установленного МРОТ, перевод сотрудников на другую должность без своевременного уведомления, отсутствие графиков отпусков и применение к работникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ст. 192 ТК РФ.

Отдельной, не менее массовой категорией выявленных недостатков, стали нарушения в области охраны труда, когда в охранных организациях либо попросту отсутствуют службы охраны труда, либо не проводится спецоценка рабочих мест, вводные и первичные инструктажи, работники не обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной защиты.

В завершении своего доклада Екатерина Александровна подчеркнула, что, учитывая актуальность вопроса соблюдения трудового законодательства в отношении работников частных охранных организаций, в целях повышения эффективности надзорной деятельности, решается вопрос о включении представителей общественных организаций в состав одной из межведомственных рабочих групп при прокуратуре Рязанской области.

Председатель правления Ассоциации РООР ФКЦ «Рязань» Кирилл Метелица ознакомил участников конференции с анализом результатов закупочных процедур на право оказания охранных услуг, проведенных в Рязанской области в первом полугодии 2018 г. При проведении анализа стоимость суточного поста по результаты торгов сравнивались с минимальной стоимостью суточного поста охраны, рассчитанной на основании методики определения минимальной стоимости услуг по охране, разработанной ФКЦ РОС и поддержанной Общественной палатой Российской Федерацией. Согласно указанной методике, стоимость суточного поста охраны в Рязанской области должна составлять не менее 80 000 руб/мес при упрощенной системе налогообложения и 129 000 руб/мес при применении общего режима налогообложения.

По данным, приведенным Кириллом Владимировичем, в 90% случаев цена контракта, заключенного по результатам торгов, была ниже минимальной расчетной, а в одном из случаев минимальная стоимость суточного поста составила 27 675 руб/мес, кроме того в 79% случаев начальная максимальная цена контракта, предложенная самим государственным заказчиком, была ниже минимальной расчетной.

По мнению Кирилла Владимировича, соблюдение двух простых правил о том, что НМЦК не может быть установлена, а государственный контракт не может быть подписан по цене ниже минимальной расчетной, позволит пресечь нарушения в трудовом и налоговом законодательстве и выплачивать охранникам заработную плату в полном объеме.

Директор Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» Юлия Косыч, как представитель уполномоченного учреждения по определению поставщиков, проводящего закупки для всех государственных органов учреждений и предприятий Рязанской области, поделилась с участниками конференции своим видением обозначенных проблем.

Юлия Александровна отметила, что проблема низкой начальной максимальной цены контракта зачастую вызвана действиями самих поставщиков, так как она формируется на основе коммерческих предложений, получаемых от охранных организаций.

Оптимальным способом проведения закупок, по словам Юлии Александровны на сегодняшний день является открытый конкурс, позволяющий заказчикам устанавливать дополнительные качественные критерии оценки участников. Однако преобладающей формой закупочных процедур на охранные услуги в настоящее время является электронный аукцион, победителем которого становится поставщик, предложивший минимальную цену.

Наиболее действенными способами борьбы с необоснованно низким снижением цены при проведении закупочных процедур Юлия Александровна считает увеличение объема обеспечения исполнения контракта, отсутствие авансирования и привлечение экспертных организаций к приемке оказанных услуг.

Завершая свое выступление, Юлия Александровна подчеркнула, что, по её мнению, наиболее эффективным инструментом в борьбе с демпингом могло бы стать государственное ценовое регулирование (тарификация) на рынке охранных услуг.

В своем докладе на тему «Стандартизация – одно из направлений по совершенствованию системы охраны», директор Научно-исследовательского центра «Безопасность» Олег Климочкин рассказал о системе национальных стандартов, а также поделился с участниками конференции планами Технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность».

По словам Олега Владимировича, в качестве первоочередных в план работы ТК 208 включена разработка следующих национальных стандартов: «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образования», «Оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и путем реагирования на их сигнальную информацию», «Стрелковые объекты образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение в области охраны и безопасности. Правила безопасности. Команды, регламентирующие действия стрелка».

Своим опытом решения проблем по повышению качества охранных услуг и борьбе с демпингом с собравшимися также поделились учредитель «ЧОП «Бизон» Александр Басистов (Республика Башкортостан), генеральный директор ОСБ «Вымпел» Константин Фирсов (г. Тольятти) и председатель правления РООР ФКЦ «Нижегородское» Александр Сидоренко (г. Нижний Новгород).

Завершая работу конференции, Президент ФКЦ РОС Александр Козлов поблагодарил участников за плодотворную работу и еще раз подчеркнул, что тема конференции является наиболее важной для охранного сообщества и без решения обозначенных проблем невозможно дальнейшее движение в развитии отрасли. По мнению Александра Михайловича, инициатива и упорство в решении обозначенных проблем должны исходить именно от представителей охранного сообщества.

«Мы не оставим в покое вопрос низких расценок на торгах, мы будем добиваться от государства создания эффективного механизма формирования заказчиками услуг справедливой начальной максимальной цены контракта, мы также будем инициировать проверки своих демпингующих охранных организаций, так как считаем это вопросом выживания отрасли», — резюмировал Александр Михайлович.

По завершении официальной части мероприятия Президент МАВКМ «ОПЕРА» Николай Дружинин принимал поздравления с 70-летним юбилеем

Источник: ГардИнфо