Обсуждаем проект ФЗ «О частной охранной деятельности»

Итоги общественных слушаний по обсуждению нового закона.

В Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами совместно с Координационным советом НСБ России, Общероссийским профсоюзом НСБ, Федеральным координационным центром руководителей охранных структур и Ассоциацией «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» состоялись общественные слушания на тему: «Совершенствование законодательства о частной охранной деятельности».

 

 

Проект федерального закона

«О частной охранной деятельности»

 

Раздел 1.

Основные положения

 

Статья 1. Частная охранная деятельность

 

Настоящим Законом частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе охранных услуг организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию), полученное в соответствии с настоящим Законом, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов (заказчиков услуг).

 

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 2. Основные понятия

 

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

 

1) частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;

 

2) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;

 

3) удостоверение частного охранника - документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;

 

4) личная карточка охранника – документ, подтверждающий личные данные охранника и его право оказывать охранные услуги в качестве работника указанной охранной организации;

 

5) объекты охраны – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства, а также разрешенные к обороту и ограниченно оборотоспособные недвижимые и движимые вещи и иное имущество (далее имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;

 

6) внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;

 

7) пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

 

8) технические средства охраны – устройства, входящие в состав систем охранной и (или) тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объектов и имущества

 

9) реагирование – действие или их совокупность, предпринимаемых частных охранной организацией, с целью пресечения несанкционированного воздействия на объект охраны в соответствии с договором и обязательствами, возникшими при его заключении

 

10) телохранитель – охранник, выполняющий трудовые обязанности по защите жизни и здоровья охраняемого физического лица;

 

11) контролер-наблюдатель – работник частной охранной организации, не обладающий правовым статусом частного охранника, функциональные обязанности которого связаны исключительно с осуществлением визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территории, с целью обеспечения сохранности имущества и обеспечения порядка в ходе проведения массовых мероприятий

 

12) контролер-распорядитель – работник частной охранной организации, прошедший специальную подготовку и привлеченный в соответствии с требованиями Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного мероприятия

 

13) неогнестрельное оружие – разрешенные к использованию в частной охранной деятельности сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:

- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

-  электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

 

14) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

 

Статья 3. Правовые основы частной охранной деятельности и основные принципы её осуществления

 

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы, иные правовые акты и международные договора Российской Федерации.

 

Охранная деятельность осуществляется в целях обеспечения прав и только законных интересов заказчиков на основе следующих принципов:

- законности;

- уважения и соблюдения прав и свобод человека;

- баланса частных и публичных интересов;

- взаимодействия с правоохранительными органами в обеспечении правопорядка;

- свободы предпринимательской деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции.

 

Статья 4. Сфера частной охранной деятельности и особенности её осуществления на отдельных объектах

 

Участие в оказании охранных услуг на объектах, подлежащих государственной охране и объектах, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объектах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, может осуществляться только с разрешения органов, обеспечивающих в соответствии с федеральным законодательством охрану таких объектов, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

 

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

 

Требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Охрана иных объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности может осуществляться частными охранными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам по оказанию охранных услуг в порядке субподряда по охране государственных и муниципальных объектов на основании договоров (соглашений) с органами государственной охраны, которые в соответствии с законодательством обязаны обеспечивать их защиту, не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

Оказание охранных услуг вне пределов территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством страны, где они оказываются либо на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 5. Виды охранных услуг

 

Оказание услуг, перечисленных в настоящей статье, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

 

Разрешается оказание следующих видов охранных услуг:

 

  1. защита жизни и здоровья физических лиц;

 

  1. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности либо на ином законном основании;

 

  1. оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи путем обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;

 

  1. оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи с использованием технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную (тревожную) информацию;

 

  1. оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи с использованием сторожевых, служебно-розыскных собак и животных, обученных к поиску взрывчатых и наркотических веществ;

 

  1. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

 

Прием, регистрация и обработка информации, поступающей с охраняемых объектов при помощи технических средств охраны для дальнейшей передачи государственным или частным охранным организациям относится к охранным услугам, обозначенным в п. 4 настоящей статьи.

 

Физическим и юридическим лицам, не имеющим соответствующего правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказание данных охранных услуг.

 

Раздел 2.

Осуществление охранной деятельности

 

Статья 6. Частная охранная организация

 

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и может осуществлять только охранную деятельность и иные сопутствующие ей виды деятельности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона.

 

Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей.

Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги, предусмотренные пунктом 4 части второй статьи 5 настоящего Закона, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

 

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

 

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным.

 

Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:

1) общественные объединения;

2) граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;

3) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;

4) иностранные граждане, граждане Российской

Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

 

Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации.

Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

 

Статья 7. Дополнительные виды деятельности, которые может осуществлять частная охранная организация

 

Частным охранным организациям разрешается оказание следующих сопутствующих видов деятельности, при наличии соответствующей дополнительной лицензии (свидетельства, разрешения) либо аккредитации на их осуществление (при необходимости получения такой лицензии, свидетельства, разрешения либо аккредитации):

 

1) осуществление и (или) оказание содействия в осуществлении контрольно-распорядительных функций в ходе проведения официальных спортивных соревнований;

 

2) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических
средств охраны, охранной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения;

 

3) консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;

 

4) обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;

 

5) транспортировка (перевозка) грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;

 

6) информационные услуги и услуги связи, в том числе специальной, связанные с оказанием охранных услуг и обеспечением экономической безопасности;

 

7) обеспечение транспортной безопасности при получении соответствующей аккредитации в соответствии с федеральным законодательством о транспортной безопасности;

 

8) кинологические услуги (полный перечень: разведение, подготовка, обучение (дрессировка), содержание, в том числе использование и т.п.;

 

9) проведение мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;

 

10) осуществление охранных услуг и работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

11) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

12) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

13) аварийно-спасательная деятельность;

 

14) деятельность в сфере социального обслуживания населения на объектах охраны, а также на объектах и территориях, на которых оказывается содействие правоохранительным органам в охране правопорядка.

 

Статья 8. Особенности требований к договору на оказание охранных услуг

 

Частная охранная организация обязана заключить с каждым из своих заказчиков (подрядчиков) договор на оказание охранных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, сроки их оказания, стоимость услуг или порядок её определения.

 

В случае необходимости заключения договоров субподряда на оказание охранных услуг, такие обстоятельства должны быть отражены в основном договоре с заказчиком.

 

Заверенные заказчиком или подрядчиком копии документов, подтверждающие право собственности либо наличия иных законных оснований на охраняемый объект и (или) имущество, должны в обязательном порядке прикладываться к договору субподряда. 

 

Договор на оказание охранных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

 

Страхование рисков ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на объектах, охрана которых финансируется из государственного бюджета является обязательным.

 

В остальных случаях возможность такого вида страхования при заключении договора на охрану на усмотрение заинтересованных сторон.

 

Статья 9. Ограничения в охранной деятельности

 

При осуществлении частной охранной деятельности запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

4) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

5) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

6) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны объектов и имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) передавать свою лицензию, удостоверение охранника и личную карточку охранника для использования ее другими лицами.

8) оказание охранных услуг по реагированию на информацию, поступающую с технических средств охраны, не принадлежащих собственнику объекта охраны, иным лицам, использующим данный объект на законных основаниях, и (или) частной охранной организации.

 

Статья 10. Условия осуществления отдельных видов охранных услуг

 

О начале и об окончании оказания всех видов охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

В ходе предоставления охранных услуг разрешается осуществление визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за помещениями объекта охраны и прилегающей территорией и (или) местом проведения массового мероприятия, с целью обеспечения сохранности имущества, обеспечения порядка, выявления подозрительных лиц, посягающих на охраняемое имущество и нарушающих обеспечиваемый порядок, а также содействия правоохранительным органам в охране правопорядка.

 

Осуществление такого визуального контроля (наблюдения) может возлагаться на контролеров-наблюдателей, которые не вправе осуществлять иную охранную деятельность и не пользуются правовым статусом охранника.

 

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

 

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выдаваемой ему на период исполнения обязанностей.

Реестр личных карточек охранника ведется руководителем охранной организации.

 

Образец личной карточки охранника, порядок её учета и выдачи, а также порядок ведения Реестра личных карточек охранника и предоставления сведений из него, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

 

Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Раздел 3.

Правовой статус работников охранной организации

и их профессиональная подготовка

 

Статья 11. Общие требования к работникам и руководителю частной охранной организации

 

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях, кроме профессиональных союзов.

 

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

 

Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

 

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

 

На должность контролера-наблюдателя и (или) контролера-распорядителя в частной охранной организации не вправе претендовать лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

5) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

6) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

7) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

  1. подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

Лица, претендующие на должности контролера-распорядителя должны дополнительно пройти специальную подготовку в соответствии с требованиями Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.

 

Статья 12. Частный охранник

 

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.

 

Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

 

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) перечисленные в части пятой статьи 11 настоящего Закона;

2) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

3) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

5) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 13 настоящего Закона, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

6) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации.

 

Частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

 

Порядок предоставления медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника и (или) сведений из них в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

 

Статья 13. Удостоверение частного охранника

 

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 19 настоящего Закона.

 

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) привлечения частного охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

 

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа. Порядок изъятия удостоверения частного охранника устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Статья 14. Требования к профессиональной подготовке работников охранных организаций

 

Руководитель частной охранной организации и охранники должны пройти соответствующую профессиональную подготовку.

 

Профессиональное обучение для работы в качестве частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций осуществляются в организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность по соответствующим программам обучения.

 

Учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность для работы в качестве частных охранников и руководителей частных охранных организаций, не могут являться:

1) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;

2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

 

Указанные в настоящей статье организации должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке. Порядок проведения занятий по огневой подготовке с частными охранниками устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

Типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

Профессиональное обучение для работы в качестве частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций в форме самообразования не допускаются. Занятия по использованию специальных средств и огневой подготовке проводится только по очной форме обучения.

 

Статья 15. Права и обязанности охранника на отдельных видах объектов

 

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

 

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, жизнь и здоровье охраняемого лица либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

 

При обеспечении защиты жизни и здоровья телохранитель имеет право:

  1. осуществлять защиту охраняемого лица всеми законными способами и средствами;
  2. ограничивать допуск к охраняемому лицу граждан, намеревающихся совершить против него противоправные действия
  3. использовать технические средства и средства связи, разрешенные законодательством.

 

В случае возникновения необходимости ограничения допуска граждан к охраняемому лицу телохранитель обязан предупредить их об исполнении им своих обязанностей по защите жизни и здоровья охраняемого лица.

 

Телохранитель обязан не препятствовать осуществлению должностными лицами правоохранительных органов своих прав и исполнению ими возложенных обязанностей, в том числе и в отношении охраняемого лица.

 

При обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество.

4) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

 

Требования охранника к персоналу и посетителям объекта охраны по соблюдению внутриобъектового и пропускного режимов являются обязательными. Их несоблюдение влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

 

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

 

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

 

Раздел 4.

Лицензирование охранной деятельности

 

Статья 16. Общие положения о лицензировании охранной деятельности

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

 

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

 

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

 

Статья 17. Предоставление лицензии

 

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган:

1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

 

К заявлению могут быть приложены:

1) копии учредительных документов;

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

 

В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части второй настоящей статьи, не представлены руководителем организации, по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе.

 

Порядок и условия представления документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной охранной деятельности.

Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

 

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

 

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

 

Статья 18. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

 

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации охранной организации;

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

 

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.

 

В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление.

 

Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа, выдавшего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию.

 

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней.

На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

 

Статья 19. Аннулирование и приостановление действия лицензии

 

Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца.

 

Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.

 

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.

 

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

 

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

 

Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, выдавшего лицензию.

 

Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Ведение реестров лицензий

 

Ведение реестров лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставление сведений из них осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Раздел 5.

Использование и применение физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия

 

Статья 21. Общие условия использования и применения физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия

 

Охранным организациям разрешается использовать огнестрельное оружие для оказания следующих видов услуг.

 

  1. В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 5, частные охранные организации вправе использовать только служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.

 

В исключительных случаях при необходимости использования других видов и отдельных моделей огнестрельного оружия для оказания таких услуг, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности может соответствующим распорядительным документом дать такое разрешение. Порядок подготовки такого распорядительного документа и основания для отказа в его издании утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

2) В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 2-5 ч. 1 ст. 5, используются все виды огнестрельного оружия, разрешенного в охранной деятельности.

 

3) В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 5 использование огнестрельного оружия запрещено.

 

Использование неогнестрельного оружия, специальных средств и физической силы разрешено при осуществлении всех видов охранных услуг.

 

Виды, типы, модели, количество огнестрельного и неогнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Норма обеспечения огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть менее 1 единицы оружия на охранника, имеющего необходимый допуск к использованию соответствующего вида огнестрельного оружия.

 

Охранник при применении физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

 

Охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного и неогнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

 

Охранник не несет ответственности за вред, причиненный гражданам при применении физической силы, спецсредств либо оружия, если оно осуществлялось на основании и в порядке, установленных настоящим Законом и правилами применения оружия, спецсредств и физической силы.

 

Статья 22. Применение физической силы

 

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств, неогнестрельного и (или) огнестрельного оружия.

 

Статья 23. Применение специальных средств

 

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

 

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

 

Статья 24. Применение неогнестрельного оружия

 

Применение всех видов неогнестрельного оружия осуществляется в порядке применения специальных средств, изложенном в статье 23 настоящего Закона.

 

Статья 25. Применение огнестрельного оружия

 

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на лицо, жизнь и здоровье которого защищается по договору, или охраняемое имущество;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

 

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

 

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

 

Раздел 6.

Оказание содействия частных охранных организаций

в охране правопорядка

 

Статья 26. Обязательные формы содействия частных охранных организаций

 

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в обязательном порядке в следующих формах:

  1. информирование правоохранительных органов о происшествиях и преступлениях, готовящихся либо совершаемых на объектах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а также об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
  2. незамедлительная передача задержанных лиц, совершивших противоправное посягательство на объекте охраны в органы внутренних дел (полицию);
  3. предоставление информации с технических средств охраны, используемых в ходе оказания охранных услуг на объектах, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности;
  4. организация вызовов дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности.
  5. оказание содействия правоохранительным органам на объектах охраны в решении возложенных на них задач по защите жизни и здоровья граждан, а также обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Статья 27. Добровольное содействие частных охранных организаций правоохранительным органам в охране правопорядка

 

На основании договоров (соглашений) с органами исполнительной власти и (или) органами федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности либо внутренних дел частные охранные организации имеют право оказывать следующие виды содействия в охране правопорядка:

  1.  участие в охране правопорядка совместно с правоохранительными органами, в том числе на объектах, подлежащих государственной охране и транспортной инфраструктуры;
  2.  участие в совместном с правоохранительными органами патрулировании общественных мест с целью охраны правопорядка;
  3.  участие в охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;
  4.  участие в охране правопорядка на территории отдельных муниципальных образований, в том числе путем патрулирования улиц;
  5.  содействие в ограничении допуска в зоны проведения контртеррористических операций, стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций;
  6.  содействие в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
  7.  предоставление имеющихся в охранной организации помещений, а также технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования в целях обеспечения общественной безопасности.

 

Статья 28. Порядок организации взаимодействия с правоохранительными органами.

 

Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать в обеспечении правопорядка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Типовые формы соглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

 

Для организации и координации действий частных охранных организаций по содействию в охране правопорядка и в целях обеспечения постоянного взаимодействия с ними при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности формируются координационные советы в порядке, установленном органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

 

Исполнительные органы координационных советов могут формироваться на базе профильных отраслевых объединений работодателей либо иных некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций (союзов).

 

Статья 29. Права и обязанности охранных организаций при осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами

 

Работники частных охранных организаций на период исполнения обязанностей по договорам (соглашениям) по оказанию содействия в охране правопорядка, указанным в пунктах 1-5 части первой статьи 27, пользуются статусом сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка.

 

Статья 30. Особые условия для частных охранных организаций, осуществляющих взаимодействие на добровольной основе

 

Частным охранным организациям, с которыми заключены договора (соглашения) на взаимодействие по охране правопорядка, разрешается обеспечивать охрану собственных комнат хранения оружия при условии наличии дежурной части с круглосуточным режимом работы, а также в исключительных случаях и комнат хранения оружия сторонних организаций в случаях их расположения на отдаленных территориях, где отсутствует возможность их охраны другими органами.

 

Допуск частных охранных организаций к обеспечению охраны комнат хранения оружия осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

Частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам (соглашениям), указанным в пунктах 1-5 части первой статьи 27 настоящего Закона, не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

Раздел 7.

Правовая и социальная защита в сфере частной охранной деятельности, а также контроль и надзор за соблюдением законодательства при её осуществлении

 

Статья 31. Гарантии правовой и социальной защиты работников частных охранных организаций

 

Частная охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

 

Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

 

Затраты на обеспечение форменной одеждой, питанием (при круглосуточном и ночном режиме работы) и на командирование работников частных охранных организаций входят в затратную часть экономически обоснованных расходов частной охранной организации в рамках исполнения договоров по оказанию охранных услуг. 

 

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

 

Статья 32. Общественные и профессиональные объединения охранников и охранных организаций

 

Руководители частных охранных организаций в целях формирования стандартов и правил оказания охранных услуг, в том числе профессиональных, для защиты своих прав и законных интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране правопорядка вправе объединяться и (или) вступать в профильные отраслевые объединения работодателей.

 

Частные охранные организации для защиты своих прав и интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране правопорядка вправе объединяться и (или) вступать в некоммерческие организации в форме ассоциаций (союзов).

 

Работники частных охранных организаций (охранники, контролеры-наблюдатели, контролеры-распорядители, а также другие категории работников) для защиты своих прав и законных интересов вправе объединяться и (или) вступать в профессиональные союзы.

 

Частные охранные организации могут определять дополнительные требования, не противоречащие лицензионным требованиям и условиям осуществления охранной деятельности, к оказанию охранных услуг на отдельных видах и категориях объектов путем объединения в отраслевые саморегулируемые организации, специализирующиеся на их охране.

 

Лицензирование, а также осуществление контроля, в том числе лицензионного за деятельностью частных охранных организаций, входящих в состав саморегулируемых организаций, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона и федерального законодательства об оружии.

 

Порядок создания, ликвидации саморегулируемых организаций, установления дополнительных требований к частным охранным организациям, входящим в их состав, а также осуществления контроля за их исполнением, определяется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим деятельность саморегулируемых организаций.

 

Профессиональные стандарты и правила, а также стандарты и правила оказания охранных услуг на отдельных видах и категориях разрешенных для оказания услуг объектов в обязательном порядке согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

 

Порядок создания отраслевых объединений работодателей, профессиональных союзов, ассоциаций (союзов), а также их полномочия определяются федеральным законодательством.

 

Статья 33. Ответственность за нарушения законодательства, регулирующего охранную деятельность, а также за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранных организаций, охранников

Нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 34. Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении охранной деятельности

 

Контроль за частной охранной деятельностью осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью охранных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, по вопросам, отнесенным соответственно к компетенции органов внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или их территориальных органов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности соответственно орган внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы в пределах своей компетенции проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) органа внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.

 

Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

 

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

 

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных охранных организаций;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

 

По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

 

К отношениям, связанным с проведением проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

 

Статья 35. Надзор за соблюдением законодательства при осуществлении охранной деятельности

Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

 

Раздел 8.

Заключительные положения

 

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

 

Статья 37. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Закона

 

После вступления настоящего Закона в силу признать утратившим силу Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в части, касающейся правового регулирования частной охранной деятельности.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                                                                                                                                           В.В. Путин

 

 

В мероприятии приняли участие:
 

 

АВАНЕСОВ АГ., главный эксперт-специалист Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 
 
АЛЕКСАНДРОВ А.Н, вице-президент Ассоциации охранных предприятий "Группа Компаний" Роза Ветров 
 
АЛЕКСЕЕВ С. Ф, генеральный директор ООО «Охранная фирма «Титан», председатель правления РООР ФКЦ «Санкт-Петербург» 
 
АНАНЬЕВ В.А., директор независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» 
 
ГАДАЛОВ А.В., президент Группы «Старк-Безопасность», член Совета Союза ОСО Вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», 
 
ГАВРИЛОВ М.А., заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности 
 
ДАНИЛОВ А. М., заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности 
 
ДРУЖИНИН Н. К., президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции «ОПЕРА» (Рязанская область) 
 
ВОРОНИН Ю.И.,  исполнительный директор РОР НСБС  
 
ЗЛОТЯ В. П.,  первый Вице-президент Ассоциации охранных организаций «АЭРОГВАРД» 
 
КАРАСЕВ А.Е ., заместитель генерального директора Охранной группы «ДУБРОВНИК»  
 
КЛЫКОВ И. Б.,  президент АНСБ "Стройбезопасность" 
 
КОЛЯСИНСКИЙ А. З., заместитель председателя Центрального совета учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур 
 
КОРОЛЕВ М. И., председатель правления объединения "Глобал - Безопасность»,  КРЫЖНЯЯ Н. И., помощник руководителя Группы частных охранных предприятий «МЕГУР»
 
КУЗЬМИН Д. А., генеральный директор ООО «Эталон» 
 
ЛОБАРЕВ А.Ю., председатель Ассоциации профсоюзов полиции России 
 
ЛЫКИН Е. Г., уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по Орловской области 
 
ЛЮБИМЕНКО С. А., президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация профессионалов сыска» 
 
МАКАРОВ В.Б., руководитель Синдиката «Национальная Гвардия»
 
МИНЕЙКИН Л.А., координатор совета по Экономическому развитию России  Координационного совета сферы Негосударственной безопасности России
 
МОХОВ В. А., главный редактор «Издательский Дом «Мир безопасности» 
 
МУНЬКО В. В., председатель СРО Союз НПБ
 
НЕЧАЕВ А.В., главный редактор журнала «Охранная деятельность»
 
НОВИКОВА И. Ю., генеральный директор ООО «АКП+» 
 
НОЗДРАЧЕВ А. Е., председатель Центрального совета учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур 
 
ОСИПОВ И. А., начальник службы безопасности ООО ЧОП «Зубр» (Липецкая область)  
 
ПИМКИН А. В., генеральный директор ООО «Бюро розыска»  
 
ПРАСОЛОВ В.И., доцент кафедры Анализа рисков и ЭБ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,  
 
СТЕПАНОВ Н.А., член Совета Союза ОСО, вице-президент по научно-методической работе СРО «Школа без опасности», президент Ассоциации «Паладин-А»
 
ТАРАСОВ И.В.,  советник директора ООО ЧОП «Стронго» 
 
ТУЖИЛКИН Ю.В., президент Ассоциации ветеранов органов государственной охраны «Девятичи»
 
ХМЕЛЕВ С.О., ответственный секретарь КС НСБ России, комиссар (руководитель проектов) Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) по стратегическому развитию и глобальной безопасности 
 
ЧЕБОНЕНКО А.С., председатель совета директоров ООО ЧОО "МОП ЦЕНТР"
 
ЧЕРНЯЕВ В. В., эксперт Координационного совета НСБ России
 
ШАПКИНА М.М., исполнительный директор СРО Ассоциация «Школа без опасности» 
 
ШЕЛИХОВ Я.С., советник президента, руководитель УСБ Ассоциации охранных предприятий "Группа Компаний" Роза Ветров", 
 
ШЕСТАКОВ В. И. Руководитель научного совета независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» и др.