Протокол совещания 25.10.2016 года

Протокол

Совещания комитета по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности Рязанской торгово-промышленной палаты по вопросу: «Некоторые проблемы по выполнению Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму»; Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 г. №948 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» на объектах муниципальной собственности, коммерческих предприятий, объектах топливно-энергетического комплекса, других ведомств и организаций».
 

Повестка дня:

1. О некоторых мерах по улучшению безопасности предприятий, усилению их антитеррористической защищенности.

2. О создании Координационного совета по организации взаимодействия НСБ, организаций правоохранительной направленности с органами государственной власти и местного самоуправления Рязанской области

Место проведения:

Конференц-зал конгресс-отеля «Амакс»

г. Рязань                                     25.10.2016 г.

Время проведения:

11.00 – 13.00

Присутствовали:

1. Дружинин Николай Кондратьевич – председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Рязанской ТПП, сопредседатель КС НСБ ЦФО РФ.
2. Андреев Владимир Степанович – начальник отдела анализа и координации деятельности по вопросам безопасности Министерства региональной безопасности и контроля Рязанской области.
3. Гусева Татьяна Васильевна – депутат Рязанской областной думы, президент Рязанской ТПП.
4. Данилов Анатолий Михайлович – заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель правления Союза СРО НСБ России. 

5. Желтиков Сергей Михайлович – начальник отдела нормативно-технической сертификации и лицензионного контроля Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Рязанской области.
6. Исаев Евгений Александрович – врио начальника центра по  противодействию экстремизму УМВД по Рязанской области.
7. Оспенников Дмитрий Александрович – начальник отдела дополнительных мер по профилактике правонарушений администрации города Рязани.
8. Иренков Игорь Александрович – представитель УФСБ России по Рязанской области.
9. Петухова Светлана Николаевна – начальник отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации города Рязани.
10. Гришкова Наталья Викторовна – заместитель начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Рязанской области.
11. Полозова Ирина Васильевна – советник главы администрации города Рязани.

Представители Общественной палаты России, Торгово-промышленной палаты РФ, УМВД по Рязанской области, УФСБ по Рязанской области, Росгвардии, Правительства Рязанской области, депутаты Рязанской областной Думы, администрации г. Рязани, торговых центров, нефтегазового сектора, топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятий, коммерческих организаций, развлекательных центров.

Дружинин Н.К.: За последнее время вышел ряд постановлений Правительства РФ, связанных с усилением обеспечения безопасности граждан. Текущая ситуация говорит о том, что эти вопросы остаются актуальными. Примером является то, что произошло здесь у нас, в Рязани на той неделе. Резонансное событие произошло в Нижнем Новгороде, когда была задержана целая группа террористов. Сегодня необходимо усиление безопасности промышленных предприятий, торговых центров, гостиничных комплексов. Силами правоохранительных органов и других заинтересованных структур эту проблему полностью не решить, а только совместными усилиями хозяйствующих субъектов, руководителей предприятий, торговых и развлекательных центров. Этой проблеме посвящается наш сегодняшний семинар-совещание, на котором предстоит  выработать конкретные меры.

Гусева Т.В.: Здравствуйте, я очень рада приветствовать вас на нашем совещании. Для бизнеса важно не только развить свою идею, но и сохранить потом свой бизнес. В Рязанской области работает 149 частных охранных фирм. 28 из них – иногородние. И не всегда вы договариваетесь о цивилизованной работе на этом рынке. Очень часто демпингуете. Я хочу поблагодарить Дружинина Николая Кондратьевича за то, что он заботится о совместной организации  вашего труда, пытается решить ваши наболевшие вопросы. Сегодня пойдет речь о передовом опыте. В Белгороде и Хакасии имеется положительный опыт взаимодействия бизнеса и охранных структур. Необходимо развивать и государственно-частное партнерство в вашей сфере. Ведь на ваших плечах ответственность за безопасность не только бизнеса, но и граждан. Теперь я хочу обратиться к вам с просьбой, особенно к коммерсантам. Все знают о том, что произошло у нас в это воскресенье –  трагический случай. Мы обратились ко всем членам Палаты с просьбой о помощи пострадавшим. Просим вас также по возможности оказать им  помощь.

Дружинин Н.К.: Хочу заострить ваше внимание на следующем.  Понятно, что в вопросе безопасности руководитель, в первую очередь, обращается к правоохранительным органам или к частным охранным предприятиям. Но что творится сейчас на рынке охранных услуг. Постановлениями Правительства РФ выдвинут целый ряд требований к охранным предприятиям, которые должны отвечать определенным стандартам. Руководители охранных предприятий, которые не отвечают этим требованиям, получили предупреждения. Но те, которые не соответствуют стандартам, не информируют заказчиков о своих недостатках. Они идут на фальсификацию, идут на обман. Поэтому лицензирующая структура направила им предупреждение о несоответствии их работы требованиям законодательства. Задача руководителей промышленных предприятий, коммерческих организаций проинформировать об этой ситуации рынок охранных услуг. 
На прошлой неделе на совещании по линии МВД в Москве был поставлен со всей остротой вопрос о фальсификации охранных услуг. Когда проводится тендер, устанавливаются определенные требования. И выигрывает тот, у кого цена на услуги меньше. Но при демпинге, который существует сейчас в Рязани, отсутствует качество охранных услуг; отсутствуют материальная ответственность, страховка и т.д. И одной из задач Координационного совета, который мы создали – работа по пресечению фальсификации охранных услуг. Все желающие войти в совет, могут присоединиться к Меморандуму. Все стандарты, которые мы в рамках Координационного совета выработаем, будут контролироваться на уровне объединений работодателей, на уровне соглашений с управлением торговли, с администрацией. Правовые формы взаимодействия будут разные. В выступлениях я прошу обращать на это особое внимание.

Петухова С.Н.: Добрый день. Спасибо, что вы нашли время и пришли на эту встречу. В соответствии с требованием Постановления Правительства РФ №272, в свою очередь, Правительством Рязанской области, главами муниципальных образований были приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на исполнение федерального законодательства. Создана межведомственная комиссия по обследованию массового пребывания людей на территории города Рязани. Ее возглавляет заместитель главы администрации города Рязани Татьяна Вячеславовна Мастюкова. В ее состав вошли сотрудники различных подразделений администрации города Рязани, а также силовых ведомств. Утвержден перечень мест массового пребывания людей на территории Рязани, в который вошли более 120 объектов. Комиссией проведена большая работа по обследованию данных мест в короткие сроки, и в каждый из этих объектов выезжала комиссия. В результате был обследованы все объекты и утверждены около 40 паспортов, остальные находятся в стадии составления. При выполнении работ по категорированию мест массового пребывания людей, мы столкнулись с рядом сложностей. Не все собственники понимают всю серьезность и необходимость данной работы. Поэтому иногда затягивалось составление актов, приглашение комиссии на обследование и т.д. Этот процесс затягивается на месяцы. А у тех, кто понимает необходимость работы, этот процесс занимал несколько недель.
Пользуюсь случаем, хочу обратиться к представителям наших силовых ведомств. У нас есть такие собственники, которые не откликаются на наши просьбы, у них не составлены паспорта, потому что мы не смогли обследовать их помещения. Мы просим вас помочь, оказать содействие. Это – торговые центры «Лань», «Аркада» и мебельный центр «НИТИ».  
Еще одна нерешенная проблема – наличие нескольких собственников в объектах торговли. По этой причине невозможно определить лицо, ответственное за вопросы безопасности.
Следующая проблема касается предприятий общественного питания. В основном они находятся в арендуемых помещениях. Руководители этих предприятий должны нести ответственность за безопасность людей, но собственники помещений такими обязанностями их не наделили. В этом случае у собственника должна быть обязанность создавать условия безопасности. Но не все это понимают. Руководители ресторанов и кафе готовы провести обследование, составить паспорт безопасности. Но у них нет ни полномочий, ни информаций, ни планов, ни схем – всего того, что необходимо для такой работы. Эти случаи не регламентированы законом.
Несмотря на все эти проблемы, работа межведомственной комиссии близка к завершению. Хочу заметить, что перечень мест массового пребывания людей, утвержденный правовым актом, не окончателен. Он будет расширяться, так как наш город растет, появляются новые торговые центры.
Межведомственная комиссия приступает к следующему этапу работы – осуществление контроля за исполнением требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Оспенников Д.А.: Я остановлюсь на некоторых моментах. Что касается собственников и арендаторов помещений, то никаких юридических документов, подтверждающих полномочия тех или других нет. Хорошо, когда на объектах имеется своя служба безопасности, есть своя система охраны, Это – около 60-70 процентов от всех предприятий, в основном, крупные торговые центры. Но по таким моментам, как документационное обеспечение, руководители даже не знают, как правильно организовать. Начинаем им объяснять все азы. Что касается контроля. Сейчас составляются паспорта безопасности, а на следующий год мы будем планировать выезды на отдельные объекты, чтобы посмотреть, как выполняются на местах наши рекомендации.
Законодательство не стоит на месте. Недавно в постановление Правительства РФ о террористической безопасности были внесены изменения в связи с реорганизацией системы МВД, выделением Росгвардии. Но все рекомендации, которые мы вам всем давали, должны быть всегда на контроле. И вы должны находить пути решения данных проблем. Поэтому просим вас не откладывать рекомендации в долгий ящик. Потому что в законодательство может быть внесена норма, предусматривающая административную ответственность за невыполнение требований антитеррористической защищенности.

Дружинин Н.К.: В положении о Росгвардии, параграф №28, есть пункт: экспертиза объектов на предмет антитеррористической защищенности. То есть эта работа будет усилена со стороны Росгвардии. Предоставляю слово представителю ФСБ.

Иренков И.А.: Спасибо за приглашение принять участие в совещании. Законодательство 2006 года было подготовлено по следам событий тех лет: Беслан, Норд-Ост. И это законодательство постоянно находится в режиме обновления и дополнения. По всем министерствам постарались выстроить правила антитеррористической безопасности. Законодательство о защите мест массового пребывания людей принято лишь в прошлом году. Оно пока носит декларативный характер и еще будет дорабатываться.
Я приведу пример, когда бизнес эффективно сотрудничает с правовыми структурами. У нас раньше был принят закон о рынках, если вы помните. Часто были подрывы на рынках, например, на территориях Северного Кавказа. Ввели журналы регистрации и прочие нормы, которые привели к тому, что для бабушки, которая пришла торговать, место на рынке обходилось в тысячу-полторы в день. Это ей было не выгодно. Ввели в закон корректировку. Появились «сельскохозяйственные» рынки, которые могут работать в определенные дни, для определенной номенклатуры и прочее.
Вот закон ФЗ-272 сейчас находится именно в такой разработке. Много здесь неопределенностей. Поэтому есть некоторые лица, которые пока игнорируют процедуры по обеспечению террористической защищенности. Но ведь это до той поры, пока что-нибудь не случилось. Если случится, они будут составлять и паспорт безопасности, и вспомнят все рекомендации. Поэтому хотелось бы найти с вами взаимодействие в этом плане.

Лобарев Алексей Юрьевич, руководитель профсоюза полиции России: Сегодня сотрудникам полиции трудно нести службу. Поэтому мы, профсоюзы расширили рамки своей деятельности. Поучились у наших зарубежных коллег. Полиции нашей надо помогать. Сейчас идет большая ротация кадров. И те новые подразделения, которые сейчас созданы, оказывают помощь полиции. Выезжали в Сербию, изучали их опыт больше года. Создали с сербскими профсоюзными коллегами совместную организацию, сотрудничали с Сербской торгово-промышленной палатой. Работали по двум проектам: борьбе с наркоманией и контролю за экономической благонадежностью коммерческих организаций. Расширяем свою деятельность. Пишем сценарии фильмов по разным направлениям. В Российской академии психологии организовали специальную кафедру и набираем специалистов, обладающих неординарными способностями, например, экстрасенсов для оказания помощи полиции. Если у вас есть интересные предложения, мы их обязательно примем. Спасибо!

Исаев Е.А.: Добрый день! События, которые у нас происходили два года назад, когда волна терроризма захлестнула торговые центры, заставили провести правоохранительные органы большую работу. Но проблема остается актуальной и сегодня. На территории области задержаны лица, занимающиеся распространением идеологии Исламского Государства и Правого сектора. Поэтому нам будет помощью, если вы выполните все требования, которые сейчас к вам предъявляются. Спасибо.

Дружинин Н.К.: Отдельная тема: по какой цене покупается такой своеобразный товар как охранные и детективные услуги. А по такой, что невозможно обеспечить в минимальном размере безопасность любого предприятия. Мы изучаем эту ситуацию сегодня.

Начальник отдела маркетинга «Лиги безопасности» Бондарь Г.И.: Мы уже третий год проводим анализ итогов конкурсных закупок. Собираемся с ЧОПами Рязани. Я хочу проинформировать, какая ситуация с ценовой политикой сложилась на рынке охранных услуг нашей области. В ходе демпинга обозначились следующие расценки на 2016 год. Минимальная цена за один час охранных услуг – 41 рубль, максимальная – 110 рублей в час. При цене в 41 рубль стоимость круглосуточного поста вооруженной физической охраны составляла 30 тысяч рублей.
Недавно прошел электронный аукцион по закупке охранных услуг в хозяйственном комплексе Правительства Рязанской области. Расценки по работе поста вооруженной охраны составила 309 тысяч рублей. Аукцион был проведен по зданию УФМС по  Рязанской области. 36 тысяч рублей в месяц. Прожиточный минимум в Рязанской области составляет за 2 квартал 2016 года для трудоспособного населения 9647 рублей в месяц. Исходя из этой суммы, работа поста вооруженной охраны должна оцениваться минимум в 80 тысяч рублей. Сюда входят затраты на форму охранников, спецсредства, зарплата, услуги связи, транспортные расходы, уплата налогов и расходы на обучение персонала. Расходы постоянно возрастают. В результате охранное предприятие не платит сотрудникам вовремя зарплату, уклоняется от уплаты налогов и т.д. В пультовой охране это ведет к замедлению реагирования, сокращению числа экипажей, обману клиентов. Я считаю, что для физической охраны в нашем регионе минимальная цена должна 110 рублей в час. В противном случае необходимо вмешательство налоговых органов.

Дружинин Н.К.: Несмотря на такую ситуацию, мы все же находим пути решения, чтобы учесть интересы коммерческих структур. Я предлагаю в этом направлении создавать объединения работодателей, заключать соглашения с администрацией, разрабатывать регламенты и стандарты. Я возглавляю Ассоциацию ветеранов криминальной милиции «Опера», куда входят 35 регионов. Приведу примеры. Основная задача мониторинговой компании – быстрое реагирование. Группа должна прибыть по тревожному сигналу. На деньги, которые выделяют сегодня, группы реагирования работать не могут. Вместо нее создают двойной-тройной субподряд. Берут в группы реагирования таксистов и еще непонятно кого. К чему это приводит. В Нижнем Новгороде, например, или в Москве известны случаи, когда банки теряли десятки миллионов рублей или в магазинах «Пятерочка» охранники избивали посетителей. Начинаем разбираться. Никакие это не охранники, они не имеют лицензию на этот вид деятельности. Просто собственники для удешевления нанимают первых попавшихся людей с улицы. Такими вопросами мы и планируем заниматься в рамках Координационного совета, который сейчас создается. Это будет Координационный совет по организации взаимодействия с НСБ, организаций правоохранительной направленности с органами государственной власти и местного самоуправления области. В работе этого совета может принять участие каждый.

Андреев В.С.: Работа по реализации федерального законодательства, посвященного усилению транспортной безопасности, безопасности топливно-энергетического комплекса,  других важных объектов в нашем регионе практически завершена. Хочу отметить активную позицию в этом вопросе администраций, особенно города Рязани. Вместе с тем, мы столкнулись с целым рядом сложностей. Что касается объектов торговли, то проблемы связаны с сетями. Здесь находится большое количество людей, а руководители сетевых организаций не всегда понимают свою ответственность по обеспечению безопасности. Например, коммерческие структуры считают, что при составлении паспортов безопасности кто-то получает какие-то дивиденды. Это не так. Паспорт безопасности – это справочный документ, цель которого оказать содействие уполномоченным органам при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. И это не обязательно связано с угрозой терактов. Ведь  уполномоченным органам необходимо часто иметь, например, схемы помещений для спасения людей во время пожаров.
Вопросы обеспечения безопасности постоянно находятся на контроле уполномоченных органов. Хочу обратиться ко всем присутствующим и напомнить, что эти вопросы являются одними из важнейших. И уделять им нужно достаточно внимания.

Руководитель финансово-правовой компании  Костяев М.А.: Мы занимаемся юридическим сопровождением организаций, в том числе и охранных. Я считаю, что сейчас необходимы различные объединения работодателей. Так охранные фирмы смогут совместно решать общие проблемы. Это важно для заключения договоров с органами власти. Таким образом, они получают право для заключения договоров с властью. И на такой основе можно спокойно сотрудничать, работать во всех направлениях.

Данилов А.М.: Ваш регион в плане принятия различных инициатив по поддержке охранного сообщества является лидером в России. Тот шаг, которые делает сегодня охранное сообщество Рязанской области, является знаковым и примером для всех остальных регионов. Координационные советы в сферах безопасности созданы в некоторых регионах. Был создан и Координационный совет НСБ России. Поддержана и инициатива создания подобных советов во всех регионах страны. Такие Координационные советы будут приносить пользу не только Российскому бизнесу, но и государству. Ведь проблемы государства являются проблемами бизнеса и народа. И консолидация всех сил должна быть направлена на решение многих вопросов, в том числе, и на усиление антитеррористической защищенности.
Что касается качества повышения охранных услуг. Комитетом по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ и руководством ТПП РФ принято решение о создании комиссии по профессиональным квалификациям в сфере безопасности. Двухлетний труд Палаты и ее Комитета увенчался тем, что в охранном сообществе сегодня есть профессиональный стандарт. Это – сотрудник по безопасности в сфере образования. МВД России и другие министерства также поддержали проект по организации специальности «Работник в сфере безопасности объектов здравоохранения». Таким образом, деятельность в сфере охраны будет уже по закону называться отраслью экономики. И это поможет повышать качество охранных услуг. Добровольная форма саморегулирования охранной деятельности, которая сейчас развивается, также послужит повышению качества охранных услуг. 

Дружинин Н.К.: Комитет торгово-промышленной палаты РФ занимается не только проблемами охранной деятельности. Комитет инициировал противодействие лоббированию определенных законов, особенно в сфере энергетики, которые отрицательно могли отразиться на любой коммерческой структуре. Было выиграно пять арбитражных судов, мы победили на заседании антимонопольной службы. ТПП РФ отстаивает интересы всего бизнеса.

Полозова И.В.: Позвольте приветствовать вас от имени главы администрации города Рязани и выразить надежду, что сегодняшнее совещание принесет нам реальную практическую пользу. Сегодня наши усилия должны быть совместно направлены на усиление безопасности граждан нашей области. Если мы будем взаимодействовать на всех этапах укрепления безопасности, то таких трагедий, которая случилась недавно, у нас больше не будет. Особое внимание обращается сейчас на усиление безопасности в сфере потребительского рынка. Вы знаете, что основными объектами совершения террористических актов становятся места массового посещения: торговые центры, клубы, рестораны. Силовым структурам нужно обратить внимание на тех руководителей, которые не откликаются на необходимую организационную проблему. Паспорта безопасности – это малая доля того, что можно было сделать. Вся основная работа по обеспечению безопасности предприятий еще впереди. Мы очень благодарны Рязанской торгово-промышленной палате за организацию такого интересного совещания. Также мы благодарны силовым структурам, которые нам всегда помогают в наведении порядка на потребительском рынке.

Гришкова Н.В. – представитель управления Роспотребнадзора по Рязанской области: Я хочу сказать о продовольственной и технологической безопасности. Основная цель нашей службы – охрана здоровья населения. За последние 4 года снизилось количество проверок, 85% у нас составляют внеплановые проверки, в основном, по обращениям граждан. Выявляются факты, когда создаются угрозы здоровья и жизни населению, например, в случаях возможности развития инфекционных заболеваний. В этом году мы составили 32 протокола об административных правонарушениях в целях прекращения деятельности объектов, допустивших такие правонарушения. Эти протоколы направлены в суды. Судами была приостановлена деятельность 18 объектов. Вся эта информация находится на сайте управления Роспотребнадзора. Проводятся также лабораторные исследования с целью выявления недоброкачественных продуктов питания, поступивших на рынки области. Обнаруживается фальсифицированная продукция. В основном, это относится к таким продуктам, как масло и молоко. Меры ответственности принимаются к каждому производителю и продавцу, допустившим нарушения. За нарушения условий соблюдения сроков годности, за наличие недостоверной информации на маркировке и реализацию продукции вообще без маркировки нами было снято порядка трех тонн продукции, 500 партий – мясная и плодоовощная продукция. Сейчас все забыли о производственном контроле. В нарушение технических регламентов при производстве пищевой продукции предусмотрена законом ответственность: штраф составляет от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Но таких прецедентов у нас еще не было.

Дружинин Н.К.: Будем подводить итоги. Сегодня мы обсуждали меры антитеррористической защищенности, противодействия экстремизму, вопросы охранной деятельности. Необходимо коснуться еще одной темы – детективная деятельность. Она не до конца востребована. Каждый предприниматель, заключая коммерческие сделки, старается перепроверить все и перестраховаться. И очень много за последнее время случаев, когда, например, платят фирме деньги за продукцию или услуги, а таковых не получают. Усложнилась экономическая ситуация и разные формы мошенничества приобретают все больший размах. Для детективного агентства не составляет проблем проверить фирму в любой точке России, собрать всю нужную информацию, прежде чем вы заключите сделку. И вы не потеряете потом огромные деньги. Это – экономика. А антитеррористическая деятельность, вопросы безопасности должны быть решены в сфере экономики.
В завершение совещания, я хочу вручить почетные знаки Ассоциации ветеранов криминальной милиции «Опера» руководителям некоторых охранных фирм области.