Разрушить НСБ нельзя развить и укрепить?!

      В заголовке явно не хватает знака препинания. Но и уверенно сказать, где будет стоять запятая, пока еще рановато.
      Прошедший в 2015 году экономический форум на острове Русский подтвердил огромный интерес зарубежных инвесторов к российскому Дальнему Востоку. К нам зачастили правительственные делегации и крупные бизнес-игроки Кореи, Японии и особенно Китая. И наши, российские, бизнесмены не против развить или расширить здесь свои проекты. И тому есть причины. Свободные пахотные земли, богатейшая тайга, чистые и нетронутые акватории. Да и статус «Владивосток порто-франко»,[1] недавно вступивший в действие и охватывающий значительную часть южных территорий Приморья, привлекает внимание потенциальных инвесторов.
      Уже созданы и активно развиваются современные сельскохозяйственные предприятия и агропромышленные комплексы. Но есть и не совсем обычные, но очень интересные поля и огороды – морские!
      Воды Амурского залива, Японского моря (и дальше на север) всегда были полны «восточным» деликатесом – гребешком и трепангом (морским огурцом), весьма востребованным из-за необычных целебных свойств. А неконтролируемый браконьерский вылов - как раз из-за слишком высокого спроса - в последнее время совершенно подорвал их запасы. Население практически всех прибрежных районов постепенно приобщилось к незаконному, но доходному промыслу. Появились особые мастера и дайверы-профессионалы, в распоряжении которых не только автономное водолазное снаряжение, но и быстроходные, мощные катера. Удобные и дикие акватории быстро превратились в пустыню, и на участках «морских полей и огородов» развернулась война.
      У предпринимателей сил не хватило, и практически все участки разграблены и опустошены. Все призывы к властям и полиции остались безответными... Они, может, и рады бы, да где им взять современную патрульную технику и специально обученный личный состав – «морских котиков»! Ведь чтобы правильно оформить правонарушение, нужно не только догнать и задержать быстроходное плавсредство, но и достать со дна морского самого водолаза да еще и его питомзу (специальную сетку) с уловом. А нет улова – нет ущерба и состава, «…мы просто катаемся тут, ныряем и плаваем...» И не важно, что это чаще всего бывает ночью да еще в зимних условиях (массовый ход к берегу трепанга и гребешка из глубины начинается при значительном понижении температуры воды: ноябрь-декабрь). Только там, где есть морские пограничники, остались незначительные запасы. Но теперь уже у пограничников совершенно другая задача – им не до частных биоресурсов, у них государственные задачи! И что тогда делать российскому предпринимателю или иностранному инвестору? Вот и решили мы заполнить самостоятельно эту нишу. Тем более что у нас есть уже опыт работы на сложных объектах.
      Ознакомились с обстановкой, изучили способы добычи и порядок сбыта, нашли своих специалистов-дайверов, разработали план охраны и маршруты патрулирования (сплошное бездорожье), заключили соглашения о взаимодействии с полицией, погранслужбой и морской инспекцией. Теперь у браконьеров траур, а у заказчика – восторг!
      К чему вся эта притча? Да к тому, «что не так страшен черт, как его малюют», как говорится в русской пословице. Вот и с транспортной безопасностью аналогично. Нам все пытаются втолковать, что НСБ не справится, что нет опыта, полномочий и средств! Что ЧОО не могут быть подразделениями ТБ! Даже дырку в законе нашли – ЧОО могут только охранять! А это значит, не защищать и обеспечивать, как того требует Закон о транспортной безопасности! Хотя и ребенку понятно: «охранять» и «защищать» – это слова-синонимы!
Крупные игроки НСБ давно уже готовы к серьезным делам и задачам. Уже 2 года обсуждаем транспортную безопасность и возможность ее обеспечения силами ЧОО. В нормативной базе (приказе от 8.02.2011 №40 об утверждении «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта») определены субъекты обеспечения транспортной безопасности, должности, тематика, уровень и объем знаний – и что там сложного и невыполнимого для ЧОО? А ведь в Концепции развития НСБ прямо записано, что мы являемся субъектом обеспечения национальной безопасности государства, не то что транспортной! И все это прекрасно понимают. Где логика? И опять же, всем известен ответ! Борьба интересов продолжается...
Борьба за охранный рынок усиливается! Теневые (но не тайные, как им кажется) игроки и регуляторы охранной сферы стремятся и готовы поставить запятую после НСБ – «Разрушить НСБ, нельзя развить и укрепить!» Сообщество же стремится, желает и надеется, что эта рука царапнет запятую после слова «нельзя» – «Разрушить НСБ нельзя, развить и укрепить!»
Но одного желания мало. А единой позиции, активности и лоббизма сообществу явно не хватает. Итак, разрушить или развить и укрепить?
     На горизонте НСБ открываются новые возможности, и вроде бы появляются перспективы:
           – открывается транспортная сфера, а потом, возможно, ТЭК и др.;
           – освобождается коммерческий рынок от ОВО и ФГУП «Охрана» при МВД РФ;
           – зарождается взаимовыгодное государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере безопасности.
      Хорошие слова «открывается», «освобождается», «зарождается»! Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! И поговорку припомним: гладко было на бумаге… Посмотрим, где замаскированы правовые лабиринты, тупики, спорные вопросы и проблемы…
      Давайте по порядку:
             1. Согласно действующим законам и недавней Концепции развития НСБ РФ частные охранные организации – полноценные участники (субъекты) обеспечения не только транспортной безопасности, но и общегосударственной – национальной – безопасности Российской Федерации.
В чем проблема? В трактовке понятий «субъект транспортной безопасности» и «его статус или особые обязанности».
При охране каждого объекта, независимо от его важности и сложности, закладываются ОБЩИЕ и ОСОБЫЕ обязанности охранника на каждом посту. Это давно устоявшаяся практика.
И здесь не только право, но и обязанность собственника или заказчика определить в предоставленной ему на согласование инструкции исполнителя свои требования, пожелания и условия! Конечно же, предусмотренные действующим законодательством. Ведь прописываем же мы в «Инструкции охранника на посту» действия при пожаре, нападении на банк, террористической угрозе и т.д.
Все это недвусмысленно говорит о фактической и правовой ВОЗМОЖНОСТИ захода НСБ, даже в лице ЧОПа, в транспортную сферу... Но не тут-то было! Поэтому самое интересное еще впереди, поживем – увидим!
              2. Конец колоссальной и всепоглощающей госмонополии в охранной сфере! В ноябре ОВО расторгают договора с коммерческими клиентами. Как координатор и представитель НСБ по ДФО, скажу: только по Приморскому краю – более 25 000 объектов! Можно добавить Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Камчатку, Республику Саха (Якутия), Сахалин и Магадан! А по Российской Федерации?
Казалось бы, можно кричать ура, бить в барабаны и трубить в фанфары! Но как-то подозрительно все тихо и гладко... Это и есть искусство регулятора! Уверен, к ноябрю все эти клиенты благополучно, организованно и так же тихо перетекут, как говорится, «куда надо». И процесс уже пошел... А самое интересное, никто желания самих клиентов и не спрашивает. Вот их-то как раз и боятся спугнуть и потерять! Поэтому молчат командиры, молчат генералы, и им безразлично, куда пойдет армия сокращенных и уволенных коллег! А что же СМИ!? СМИ скромно «не замечают», а скорее, не понимают, что в этом рынке происходит. Ведь они даже не могут понять, где охранник, где вахтер, а где контролер! Для них ВСЕ - охранники или security! А ведь сокращенные сотрудники ОВО могут, пройдя обучение в НОУ и получив квалификацию, прекрасно заменить растущую как на дрожжах армию горе-контролеров! Только закон немного поправить, четко прописав состав незаконной охранной деятельности, да повесить ответственность за охрану своего объекта и обеспечение безопасности на СОБСТВЕННИКА! Вот тогда все встанет на свои места. И рынок оздоровится, и государство от этого выиграет, и граждане не будут унижениям и насилию подвергаться!
               3. Партнерство с властью и самим государством в сфере безопасности.
Пока это чистый белый лист. Закон о ГЧП вышел, но нашей сферы в нем нет! Есть жалкие и размытые общими понятиями и фразами соглашения ЧОО с полицией, МЧС и муниципалитетами. Это просто намерения...
Огромный потенциал НСБ в обеспечении правопорядка, профилактике правонарушений и преступлений в городах и селах НЕ ВОСТРЕБОВАН!
От конкретных предложений, идей и программ, таких как «Безопасный город», «Центр взаимодействия частной охраны с МЧС и полицией» на базе единой совместной дислокации нарядов и радиоканала, руководители ведомств дипломатично уходят. Нет закона, нет взаимодействия! И если взаимодействие добровольных народных дружин с полицией и муниципалитетами хоть как-то прописано в соответствующем законе, то дееспособность на улице частного охранника, даже если он будет одновременно дружинником, под большим и жирным вопросом! А напрасно. Классными могли бы стать отраслевые НСБ ДНД! И помощи от нас полиции, МЧС и гражданам было бы гораздо больше!
И вот в итоге приходит понимание, что проблем, белых пятен и противоречий в сфере безопасности еще слишком много. Мало все понять, расставить по местам и заложить пока хоть на бумаге «Концепцию развития НСБ РФ». Хотя и это уже тоже БОЛЬШОЙ ШАГ.
Нужна сплоченность, здоровая активность и желание самого сообщества НСБ РФ, чтобы огромные усилия и кропотливый труд активистов, ученых и экспертов нашей отрасли не прошли даром. Из нашей Концепции должны выйти нужные и эффективные законы!
Тогда у нас будут цивилизованный рынок, восходящий вектор развития и доверие не только регулятора, но и гражданского общества.


[1] Порто-франко (итал. porto franco – свободный порт) — порт (или его определенная часть), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создается при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота. Большинство международных аэропортов имеют аналогичные зоны, хотя они, как правило, называются интернациональной или таможенной зонами (dute free).
Виктор ГУТОВ - президент Ассоциации структур безопасности ДФО, координатор ОО НСБ «Деловая Россия» по ДФО