РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Рязанской области №15

28 августа 2009 года

г. Рязань

О повышении эффективности работы по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Рассмотрев вопрос о повышении эффективности работы по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве Рязанской области (далее -Комиссия) РЕШИЛА:

  1. Доклад А.В. Бреева - исполняющего обязанности заместителя начальника УВД, начальника МОБ УВД по Рязанской области, выступления: В.Е. Брасса - заместителя начальника УФСИН России по Рязанской области, Н.В. Ковачевой - первого заместителя министра социальной защиты населения Рязанской области, М.В. Коверкиной - заместителя начальника главного управления государственной службы занятости населения Рязанской области, В.А. Комарова - начальника УФМС России по Рязанской области, СВ. Филимонова - заместителя главы администрации г. Рязани принять к сведению. РЕКОМЕНДОВАТЬ:
  2. Министерству социальной защиты населения Рязанской области (Е.Н. Кислякова), совместно с УВД по Рязанской области (И.Ф. Перов) и администрациями муниципальных образований области до 20.09.2009 определить и в последующем реализовать дополнительные меры по повышению эффективности деятельности рабочих групп при межведомственных комиссиях по профилактике правонарушений муниципальных образований по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
  • В октябре т.г. провести семинарское занятие с руководителями рабочих групп по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на котором изучить методические рекомендации по организации работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
  • Ежеквартально представлять в Комиссию анализ деятельности рабочих групп по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
  1. УФСИН России по Рязанской области (И.М. Зеленяк) во взаимодействии с главным управлением государственной службы занятости населения Рязанской области (В.И. Камынин) и администрациями муниципальных образований области проработать вопрос о возможности увеличении количества рабочих мест для лиц, содержащихся в местах лишения свободы и до 05.10.2009 предложения по решению этого вопроса направить в адрес Правительства Рязанской области и предпринимательского сообщества.
  2. УВД по Рязанской области (И.Ф. Перов):
  • Принять меры по повышению эффективности проведения мероприятий по предупреждению правонарушений со стороны лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях недопущения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, в ноябре т.г. провести оперативно-профилактическую операцию «Надзор».
  • Сосредоточить основные усилия в работе участковых уполномоченных милиции, сотрудников других подразделений ОВД на предупреждении правонарушений со стороны лиц, состоящих на профилактическом учете. Особое внимание уделить повышению эффективности профилактической работы с лицами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества и освободившимися из мест лишения свободы. Активнее взаимодействовать с общественностью и гражданами в организации индивидуальной профилактики правонарушений. В октябре т.г. опыт лучшего участкового уполномоченного милиции представить в Комиссию.
  • Провести анализ хода реализации в т.г. мероприятий по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенных Законом Рязанской области от 30.07.2009 № 93-03 «О внесении изменений в приложение к Закону Рязанской области «Об утверждении областной целевой программы «Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Рязанской области на 2006 - 2010 годы». Обобщенные материалы до 10.12.2009 направить в адрес Комиссии.
  1. Администрациям муниципальных образований в четвертом квартале т.г. на заседаниях межведомственных комиссий по профилактике правонарушений с приглашением председателей общественных комиссий по профилактике правонарушений поселений обсудить отчеты о результатах деятельности рабочих групп по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Отчет Н.К. Бушковой - министра образования Рязанской области о работе учреждений образования по патриотическому воспитанию и формированию законопослушного поведения учащихся

Рассмотрев вопрос о работе учреждений образования по патриотическому воспитанию и формированию законопослушного поведения учащихся Комиссия РЕШИЛА: Отчет Н.К. Бушковой - министра образования Рязанской области по вопросу: «О работе учреждений образования по патриотическому воспитанию и формированию законопослушного поведения учащихся» принять к сведению. РЕКОМЕНДОВАТЬ:

  1. Министерству образования Рязанской области (Н.К.Бушкова) при анализе планов муниципальных органов управления образованием по подготовке к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов до 28.09.2009 выработать методические рекомендации для администраций муниципальных образований, руководителей учреждений образования по повышению воспитательного эффекта при проведении мероприятий, связанных с днями воинской славы России.
  • Совместно с администрациями муниципальных образований области принять меры к введению в практику работы «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, персонального «наставника» из числа авторитетных и уважаемых преподавателей, граждан города (села) с добровольным принятием ими обязанностей по воспитанию и социализации подопечного. 

    Информацию с передовым опытом работы наставников по формированию законопослушного поведения подопечных до 15.12.2009 направить в адрес Комиссии.

  • В целях привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в объединения дополнительного образования детей до 30.11.2009 проработать вопрос об открытии новых направлений и отделений в областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «СДЮСШОР».
  1. Комитету по делам печати и информации Рязанской области (С.А. Дудукин) совместно с министерствами Рязанской области по делам территориальных образований (В.С. Кравчук), по образованию (Н.К. Бушкова) с привлечением ассоциаций потребителей, родительских, конфессиональных и иных общественных объединений принять меры по созданию механизмов общественного контроля за соблюдением установленных нормативов оборота информационной продукции, включая систему мониторинга информации, наносящий вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Материалы с информацией о результатах проведенной работы до 16.11.2009 представить Комиссии.

Об участии предпринимательского сообщества в профилактике правонарушений

Рассмотрев вопрос об участии предпринимательского сообщества в профилактике правонарушений Комиссия РЕШИЛА: Информацию Т.В. Гусевой - президента Рязанской торгово-промышленной палаты, выступление Н.К. Дружинина - президента ассоциации детективных и охранных предприятий «Лига безопасности» принять к сведению. РЕКОМЕНДОВАТЬ:

  1. Рязанской торгово-промышленной палате (Т.В. Гусева) совместно с УВД по Рязанской области (И.Ф. Перов), главным управлением по труду и социальным вопросам (В.М. Колдышев), УФНС России по Рязанской области (С.А. Смирнов) в четвертом квартале т.г. проанализировать соблюдение предпринимательским сообществом трудового и налогового законодательства, участие в работе по профилактике правонарушений. Передовой опыт участия предпринимателей в профилактике правонарушений разместить в средствах массовой информации.
  • В октябре т.г. организовать проведение совещания представителей малого и среднего бизнеса с участием главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области по обсуждению вопросов предупреждения и пресечения административных правонарушений.
  1. УВД по Рязанской области (И.Ф.Перов) активизировать сотрудничество с Ассоциацией детективных и охранных предприятий «Лига безопасности» (Н.К. Дружинин) по привлечению и участию частных охранников, охранно-сыскных структур г. Рязани и Рязанской области в работе объединенного информационно-аналитического центра; единой дежурной части охранных предприятий, созданию «зон ответственности», по профилактике правонарушений и пресечению преступлений.

3.2.1. Ассоциации детективных и охранных предприятий «Лига безопасности» (Н.К. Дружинин) при организации участия охранно-сыскных структур в профилактике правонарушений, пресечении преступлений использовать опыт и методику Координационного Совета при ДООП МВД России, Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции. Информацию, связанную с участием охранно-сыскных структур в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью раз в полугодие направлять в Комиссию.

  1. Главному управлению региональной безопасности Рязанской области (В.В. Дятленко) к очередному заседанию Комиссии подготовить предложения по вопросу о создании при межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Рязанской области рабочей группы по координации деятельности охранных организаций для оказания содействия местным органам самоуправления, и правоохранительным органам по вопросам охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Начальник главного управления региональной безопасности Рязанской области, заместитель председателя комиссии В.В. Дятленко.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о повышении эффективности работы по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, их последующая социальная адаптация и реабилитация в настоящее время является одной из самых нерешенных проблем в системе государственных взаимоотношений структур различных ветвей власти и бщества.

Деятельность администраций исправительных учреждений, направленная на исправление осужденных, сама по себе еще не дает гарантии того, что в будущем лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь не совершит преступление, даже если его личность претерпела глубокие положительные изменения. Оторванность от жизни на свободе порождает ряд проблем, которые существенно осложняют процесс возвращения его в общество. Негативное влияние оказывает и снижение возможности привлечения к труду лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Ежегодно от отбывания наказания освобождаются и прибывают на тостоянное место жительство в Рязанскую область около 1000 человек, среди которых значительное количество тех, кому необходима помощь и содействие в социальной адаптации. В 2008 году более половины эсвободившихся не имели паспортов. Часть лиц, из освобожденных, тредставлена престарелыми, инвалидами, лицами, страдающими хроническими и социально-опасными заболеваниями.

Роль и участие органов власти в решении вопросов по их регистрации, содействию в предоставлении жилья и работы, оказанию иной помощи в настоящее время незначительна. На 01.07.2009 более 150 человек, эсвободившихся из мест лишения свободы, не имели работы.

Для освободившихся из мест заключения, решение вопросов социальной адаптации затруднено, а получение реальной помощи весьма проблематично, поскольку существующие государственные структуры действуют в этой ;фере по заявительному характеру и реально не оценивают опасности невнимательного подхода к работе с этой категорией лиц.

Недостатки в социальной адаптации освобожденных осужденных, а также жазании им иных видов социальной помощи в настоящее время объясняются упущениями как в правовом регулировании этого процесса на всех уровнях, так л в его организации. До настоящего времени процесс ресоциализации лиц, эсвобожденных из мест лишения свободы, детально не регламентирован.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам гаседания президиума Государственного совета РФ от 11.02.2009 в июле т.г. в областную целевую программу «Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Рязанской области на 2006 - 2010 годы» внесен ряд мероприятий по организации профилактики правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в основном с реализацией их за счет финансовых средств выделяемых на основную деятельность.

Предусмотрена разработка проекта закона Рязанской области о квотировании рабочих мест для лиц, отбывших наказание в виде лишения Многие вопросы по ресоциализации лиц этой категории включены в функции органов социальной защиты населения области.

В текущем году при всех межведомственных комиссиях по профилактике правонарушений муниципальных районов и городских округов созданы рабочие группы по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание, в которые входят представители от территориальных подразделений министерства социальной защиты населения Рязанской области, главного управления государственной службы занятости населения Рязанской области, милиции общественной безопасности отделов внутренних дел УВД по Рязанской области, уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Рязанской области.

Вместе с тем, при снижении уровня преступности в нашей области в течении последних трех лет, количество лиц осужденных к лишению свободы за прошлый год увеличилось, а доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц осужденных в 2008 году, составила -29,7 %, что на 5,2 % выше среднего показателя по регионам Центрального федерального округа. При этом в 2008 году увеличилась и доля осужденных на длительные сроки заключения.

Все перечисленное определяет особую значимость рассматриваемой проблемы, нацеливая на поиск новых путей выхода из создавшейся ситуации с использованием административных ресурсов и широким привлечением общественности.

Ведь вероятность совершения повторных (рецидивных) преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, во многом зависит от успеха включения освобожденных в общественную жизнь, от восстановления утраченных ими ослабленных социальных связей.

По оценкам специалистов среди причин, способствующих росту рецидивной преступности, одно из основных мест занимает отсутствие эффективного механизма социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также должного контроля за поведением наиболее криминогенной их части. Особенно отрицательно на уровне рецидивной преступности сказывается трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В нынешнем социально-экономическом положении населения области и условиях конкуренции свободного рынка трудовых ресурсов большая часть лиц, освободившихся из мест лишения свободы, самостоятельно, без реализации целенаправленной программы помощи органов власти, не сможет пройти процесс ресоциализации.

Необходимо добиться своевременного документирования всех лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Целесообразно проработать возможности по увеличению количества рабочих мест для лиц, содержащихся в местах лишения свободы, активизировать деятельность рабочих групп при межведомственных комиссиях муниципальных образований по ресоциализации, лиц освободившихся из мест лишения свободы, общественных комиссий при администрациях поселений по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с прибывшими из мест заключения.