Совместное заседание Комитетов ТПП РФ

20 сентября 2016 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы и Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.
 
Целью заседание стало обсуждение актуальных вопросов развития отечественного предпринимательства о реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период 2030 года, о реализации антикоррупционной хартии российского бизнеса и продвижения проекта «Антикоррупция» и др., а также планов и приоритетов деятельности Департамента развития предпринимательства и курируемых ими комитетов ТПП РФ.
 
Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. 

 

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" ипредставляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства, является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. 
 
Миссия Стратегии - создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства. 
 
Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. 
 
В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки МСП. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП. В 2015 году дополнительные меры по поддержке малых и средних компаний рассматривались на заседании Государственного совета РФ. Меры, направленные на поддержку самозанятости и реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего бизнеса, включены в перечень реализуемых Правительством РФ в 2015 - 2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. 

 


 

МСП - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан. Около одной пятой ВВП РФ, а во многих субъектах РФ треть и более ВРП создаются такими организациями. 
 
Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. 
 
Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок. В субъектах РФ сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства. Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") национальной предпринимательской инициативы. 
 
Предусмотрено формирование Федеральной налоговой службой единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет содержать сведения не только о категории субъекта МСП, но и о видах деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях. 
 
Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. 
 
Остается низкой инновационная и инвестиционная активность МСП. Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере МСП, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки. 
 
Малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Распределение субъектов МСП по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Согласно статистическим данным на 10 субъектов РФ с наибольшим количеством МСП - юридических лиц приходится около 46% общего количества субъектов МСП - юридических лиц. Схожая картина наблюдается в разрезе ИП. Низкий платежеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях (в первую очередь на территориях монопрофильных городов и муниципальных образований, удаленных от административных центров) препятствуют ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах. 
 
Сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость МСП. 
 
В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес. 
 
Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. 
 
С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения долгосрочной позитивной программы деятельности в сфере развития МСП. Стратегия рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан. 


 

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах: 
 
· первый принцип - малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь учитываются интересы представителей малых и средних предприятий. Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и создающих необоснованные преференции в пользу крупных хозяйствующих субъектов, будет невозможно. Одновременно основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении, сокращении норм регулирования, придании правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. Необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан; 
 
· второй принцип - работать легально выгодно. Важно продемонстрировать все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле. Легализация бизнеса - это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса. Работать легально предпринимателю будет выгодно в том случае, если его взаимодействие с регулирующими органами сведется к минимуму, а между бизнесом и государством установятся доверительные отношения; 
 
· третий принцип - содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики. В связи с этим широкое развитие должны получить механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты; 
 
· четвертый принцип - создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства; 
 
· пятый принцип - обеспечить гарантированные и стабильные правила игры . Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 
 
В повестке дня обсуждалось одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. 
 
Депутат ГД РФ, Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный говорил о важности для развития малого и среднего предпринимательства снятия административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг. С этой целью в субъектах Российской Федерации предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции, - добавил он. Особое внимание депутат уделил созданию позитивного образа предпринимателя, ориентированного от общего в целом к конкретному предприятию с целью достижения общих целей и задач. «Утверждение федерального государственного стандарта работника по обеспечению охраны объектов образования и здравоохранения в Негосударственной сфере безопасности – тому подтверждение», - уверен член Президиума
КС НСБ России Анатолий Выборный.
 
В рамках реализации Стратегии будут реализованы дополнительные меры поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации, предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства, меры по популяризации такой деятельности. В целях повышения адресности при оказании поддержки также предстоит уточнить сферы, в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству, установить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства. 
 
Речь шла и о расширении доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики, развитии торговли и потребительского рынка, стимулировании спроса на продукцию малых и средних предприятий на основе повышения ее качества, создании условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях, развитии инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность,совершенствовании системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий, обеспечении доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий, стимулировании коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства, развитии микрофинансирования, долгосрочного финансирования и инструментов прямого финансирования,
 
Было отмечено, что достижение поставленной цели по развитию сектора малого и среднего предпринимательства невозможно без выработки эффективной налоговой политики, главными стратегическими ориентирами которой должны стать: 
 
· стабильность и предсказуемость; 
 
· ориентация на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства; 
 
· сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов; 
 
· активное вовлечение бизнеса в процесс обсуждения налоговых инициатив. 
 
Отдельное внимание было уделено вопросам смягчения фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды, повышению качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращению административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов 
 
Было отмечено, что общее управление реализацией Стратегии будет осуществлять Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Координировать деятельность по содействию развитию малого и среднего предпринимательства будет Министерство экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации. 
 
Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализованы в формате системных проектов с использованием методов проектного управления и координирующей роли Министерства экономического развития Российской Федерации. Обеспечение реализации поставленных задач по развитию малого и среднего предпринимательства требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, предпринимательскими объединениями, научными и образовательными организациями. В этих целях органами исполнительной власти на постоянной основе будут проводиться консультации по вопросам разработки и реализации политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, оценки эффективности реализуемых мероприятий, в том числе с участием координационных или совещательных органов. 
 
Мониторинг выполнения основных положений Стратегии осуществляется ежегодно Министерством экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации, автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений малого и среднего предпринимательства, профильных научных учреждений. 
 
Основным документом, в котором отражаются результаты реализации Стратегии, является доклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, подготовка которого осуществляется на ежегодной основе Министерством экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". 

 

Источник: Медиапортал о безопасности "Хранитель"