Возвращаясь к напечатанному. Законопроект «О частной охранной деятельности», подготовленный НИЦ «Безопасность», прошёл свои первые Общественные слушания

Законопроект «О частной охранной деятельности», подготовленный НИЦ «Безопасность», 31 мая 2017 года прошёл свои первые Общественные слушания в Общественной палате Российской Федерации, но народная поговорка «Первый блин – комом» в этот  раз явно не сработала. Обсуждения прошли блестяще.

По словам Анатолия Выборного, «впервые за постсоветское время, подготовлено два важных законопроекта, направленных на совершенствование законодательства о частной охранной деятельности, и каждый из них заслуживает самого высокого внимания. Один из них будет рассмотрен нами сегодня.  Мы понимаем, что частная охрана – это большое подспорье в системе обеспечения национальной безопасности и в деле борьбы с преступностью в нашей стране, и уж сомнений в том, что нужно развивать охранное законодательство, нет. И сейчас, при разработке законопроекта, наша задача – найти правильную «точки сборки» всех спорных моментов, чтобы конечный результат устраивал и органы власти, прежде всего, органы правопорядка, регулятора, бизнес и, в целом, отвечали запросу нашего рынка».

Доклад директора НИЦ «Безопасность» Олега Климочкина был аргументированным и исчерпывающим.

Олег Владимирович отметил, что в настоящее время частная охранная деятельность регулируется в одном законе с частной детективной деятельностью, несмотря на то, что они представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности, которые различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Важно и то, что действующее законодательство запрещает одному лицу заниматься одновременно детективной и охранной деятельностью. При этом Регулятором со стороны государства частной охранной деятельности является Федеральная служба войск Росгвардии, а частной детективной – МВД России.

«Разграничение регламентирования на законодательном уровне двух самостоятельных, различных по своему содержанию, видов деятельностей является назревшей необходимостью, о чем уже сказано выше. Технически удобно разработать новый закон, взяв все положительные нормы из старого» — сказал Олег Климочкин.

Олег Владимирович рассказал, что проект федерального закона, разработанный НИЦ «Безопасность» регламентирует только один вид деятельности (частную охранную); расширяет сферу и область деятельности частных охранных организаций, разрешая работать по субподряду на объектах всех категорий, а также осуществлять ряд других видов сопутствующей деятельности; определяет порядок взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка; корректирует отдельные положения и правила осуществления охранной деятельности в соответствии с зарекомендовавшей себя положительной практикой, а также учитывая отрицательные моменты организации настоящей повседневной деятельности и расширяет категорию работников охранных организаций, определяет порядок получения ими соответствующего статуса, их права и обязанности.

По словам Олега Владимировича, основной проблемой развития сферы предоставления частных охранных услуг является значительные ограничения области их применения как по видам объектов, так по направлениям самой деятельности. При этом принятая в этом месяце Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, ставит перед охранным сообществом масштабные задачи. Решить их возможно только развивая частно-государственного партнерство в сфере охраны и безопасности.

«Сферу частной охранной деятельности законопроектом предлагается жестко не ограничивать, оставив возможность компетентным органам для принятия решений о привлечении частных охранных организаций в порядке субподряда для охраны всех видов объектов» — отметил Олег Климочкин.

Также, по словам Олега Владимировича законопроектом предусматривается конкретизация охранных услуг, к которым предлагается отнести только три их основных вида, непосредственно являющиеся охранными — защита жизни и здоровья физических лиц, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и охрана объектов и (или) имущества. Одновременно, частным охранным организациям предлагается разрешить осуществлять определенный перечень других сопутствующих видов деятельности, при наличии дополнительных лицензий на их осуществление.

Следует отметить, что законопроектом расширен понятийный аппарат, введены должности контролера-наблюдателя и контролера-распорядителя в качестве работника частной охранной организации.

«Также законопроектом предлагается снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации, а также привлечения охранных организаций в качестве субподрядчиков при оказании охранных услуг, в первую очередь в ходе транспортировки охраняемого имущества. Кроме этого вводится обязательное страхование профессиональной ответственности за нарушение договора, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на отдельных объектах» — отметил Климочкин.

Отдельный раздел законопроекта посвящен вопросам взаимодействия частных охранных структур и органов правопорядка в обеспечении общественной безопасности – добровольного и обязательного, при этом подчеркивается, что ЧОО, выполняющие обязанности по договорам в охране правопорядка не подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, а их работники на период исполнения обязанностей по данным договорам, пользуются статусом военнослужащего войск Росгвардии во время исполнения обязанностей по охране правопорядка.

«Законопроектом сохранено все положительное, что имеется в действующем законодательстве о частной охранной деятельности и отработанное на многолетней практике, и учтены потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт, в том числе и зарубежный» — заключил Олег Владимирович.

Председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов отметил, что «на сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, когда и регулятор, и профильный Комитет Государственной думы согласны с тем, что назрела необходимость во внесении изменений в действующий Закон, регламентирующий охранную деятельность. Разговаривая с Олегом Владимировичем, я старался вспомнить все отзывы, которые я слышал от руководителей частных охранных организаций, а это – 258 в ФКЦ РОС  и 104 – в КЦ РОСС. Проанализировав их, я пришел к выводу, что, на сегодняшний день, основная задача – это убрать те барьеры, которые нам необоснованно мешают развиваться», — сказал Александр Козлов и остановился на ряде концептуальных моментов.

Так, в частности, по мнению Александра Михайловича, прежде всего необходимо снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации, а также привлечения охранных организаций в качестве субподрядчиков при оказании охранных услуг, в первую очередь, в пультовой охране.

«Вопрос субподряда в частной охранной деятельности уже набил оскомину, и даже регулятор считает, что серьезных оснований на запрет нет» — заметил Александр Козлов.

Также Александр Михайлович отметил важность вопроса перечня объектов, на которые в настоящее время, частная охранная деятельность не распространяется.

«Жесткий запрет участия частных охранных организаций в охране объектов, на которые охранная деятельность не распространяется, на практике привел к дополнительным затратам средств государственного бюджета и снижению качества защиты таких объектов. На практике комплексы зданий, подлежащих государственной охране имеют значительное количество объектов, не требующих обеспечения их охраны государственными служащими, и отдельные посты охраны могут быть переданы частным охранным организациям в порядке субподряда при обязательном их взаимодействии с органами государственной охраны» — подчеркнул Александр Михайлович.

Далее он коснулся вопросов сопутствующих видов деятельности частных охранных организаций.

«Частные охранные организации имеют свои бренд и имя. Почему они должны заключать договор со сторонними ООО на, к примеру, обеспечение пожарной безопасности и спасательные работы, если их охранники также могут получить соответствующую подготовку и действовать в составе пожарных нарядов? Почему, получив соответствующую аккредитацию, не могут обеспечивать транспортную безопасность? Или осуществлять транспортировку грузов? Охранники справятся с этим не хуже стюардов, работников подразделений транспортной безопасности и иных категорий работников» — сказал Александр Козлов.

В заключение своего выступления Александр Михайлович подчеркнул, что поддерживает законопроект, заметив, что «и технически, и юридически, он, безусловно, требует доработки, но очевидно одно – надо сделать всё возможное для того, чтобы, приняв новый закон, мы не возвращались к нему через пару лет, считая, что нужно внести какие-то изменения, как это происходит с действующим охранным законодательством».

Главный эксперт-специалист Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы ФСВНГ РФ Андрей Аванесов отметил, что концепция, закладываемая в обсуждаемый законопроект, коррелирует с позицией Управления лицензионно-разрешительной работы.

Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов, в целом, поддержав законопроект, внёс предложение внести в законопроект Положение о саморегулируемых организациях в частной охранной отрасли, а также направить его экспертам по диагностика коррупциогенности законодательства.

С конструктивными предложениями также выступили Председатель Центрального совета учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур Андрей Ноздрачёв и генеральный директор ООО «АКП+» Инна Новикова, Председатель правления объединения «Глобал-Безопасность» Михаил Королев и руководитель Синдиката «Национальная Гвардия» Валерий Макаров.

В поддержку законопроекта, в числе прочих, высказались Доцент кафедры Анализа рисков и ЭБ Финансового университета при правительстве РФ Валерий Прасолов, Ответственный секретарь КС НСБ России Сергей Хмелёв, Президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции «ОПЕРА» Николай Дружинин и вице-президент по научно-практической работе СРО «Школа без опасности», член Совета Союза ОСО Николай Степанов.

С критикой в адрес законопроекта выступил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите предпринимателей в сфере негосударственной безопасности Евгений Лыкин. Он, в частности, сказал, что в предлагаемом документе «остались без изменений все отрицательные моменты, которые существуют сегодня в действующем Законе», и подчеркнул, что через весь проект «красной нитью проходить ущемление субъектов малого бизнеса и лоббирование крупных корпораций».

Резюмируя выступления участников, Олег Климочкин попросил направлять замечания и предложения не только в адрес НИЦ «Безопасность», но и оставлять их на соответствующих страницах Национального портала по охране и безопасности «ГардИнфо» и Медиапортала «Хранитель», и уверил, что все они будут рассмотрены.

По результатам обсуждения было принято решение о создании рабочей группы под руководством Заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, которая учтёт все замечания и предложения, подготовит резолюцию и доведёт законопроект до «нулевых чтений» в Госдуме.

Подводя итоги Общественных слушаний, Анатолий Выборный поблагодарил экспертов за активное участие в обсуждении законопроекта и отметил, что «эксперты вплотную подошли к подготовке качественного законопроекта, вероятность принятия которого достаточно высока».

Источник: Медиапортал о безопасности "Хранитель"